Медико-санитарная часть №101 в Ставропольском крае была основана в 1951 году для обеспечения работников горно-химического рудоуправления лечебно-профилактической и противоэпидемической помощью. Изначально МСЧ №101 имела небольшой перечень медицинских специальностей, но позже, в 1956 году, в состав медико-санитарной части помимо лечебно-диагностических подразделений вошли родильное отделение, санитарно-эпидемиологическая служба, аптечная сеть и санаторий-профилакторий. Cо вступлением в должность начальника МСЧ №101 К. В. Котенко клиника начала движение по пути инновационного развития благодаря масштабной модернизации. В это время статус МСЧ №101 был изменен на КБ №101 ФМБА России.

Здание МСЧ №101


В 2012 году перед ИТ-отделом больницы была поставлена задача обеспечить автоматизированными рабочими местами медперсонал. Требовалось простое и недорогое решение, которое отвечало бы следующим требованиям: наименьшие трудозатраты, рамки финансирования, оптимизация мероприятий по защите персональных данных, простота для конечных пользователей по типу «включил и работает» (сотрудники больницы не имеют специального технического образования, а обучение более 100 человек заняло бы много времени), масштабируемость, интуитивно понятный интерфейс, поддержка разрешения 1366x768 с глубиной цвета 24 bit, поддержка принтеров HP P1102, HP M1132, HP 1018, HP 1020.


В 2012 году перед ИТ-отделом больницы была поставлена задача обеспечить автоматизированными рабочими местами медперсонал. Требовалось простое и недорогое решение, которое отвечало бы следующим требованиям:

  • наименьшие трудозатраты;
  • рамки финансирования;
  • оптимизация мероприятий по защите персональных данных;
  • простота для конечных пользователей по типу «включил и работает», так как сотрудники больницы не имеют специального технического образования, а обучение более 100 человек заняло бы много времени;
  • масштабируемость;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • поддержка разрешения 1366x768 с глубиной цвета 24 bit;
  • поддержка принтеров HP P1102, HP M1132, HP 1018, HP 1020.


Руководителем отдела, Олегом Меликовым, было принято решение о внедрении в учреждение тонких клиентов. Рассматривались варианты создания таковых на базе устаревших ПЭВМ с программным обеспечением Windows и Linux, а также закупка готовых решений. После сравнения всех вариантов был выбран продукт NComputing L300 , который отвечал всем поставленным требованиям. Данная модель была протестирована, после чего больница установила 50 комплектов.


Оборудование было поставлено компанией ООО «Агентство информационной безопасности-КМВ», которая начала присматриваться к продукции NComputing ещё в 2010 году, когда занялась проработкой терминальных решений для разных областей бизнеса и других сфер деятельности. Сравнив характеристики и цены ряда терминальных устройств, АИБ-КМВ остановило свой выбор на оборудовании NComputing. Компанией были разработаны сокращённые проекты по развёртыванию информационных систем в гостиницах, санаториях и автосервисах.


«Когда ко мне обратился Олег Меликов с предложением о реализации проекта автоматизации больницы с использованием терминалов, конечно же, мы предложили решение от NComputing и не пожалели», отмечает директор ООО «АИБ-КМВ» Андрей Виноградов.


Оборудование в МСЧ №101


Простота монтажа и настройки рабочих мест, масштабируемость и высокая надёжность этого решения, а также предварительные экономические расчёты по энергосбережению послужили основой для составления технического задания. Чёткая работа всех поставщиков стала залогом успеха на торгах, а впоследствии и при поставке всего комплекса оборудования – серверов, терминальных станций и периферии.

Установкой приобретённых устройств занимался сам ИТ-отдел клинической больницы, который на тот момент состоял из 5 человек. За инсталляцию отвечал начальник отдела Олег Меликов, ответственным по техническим вопросам был назначен Александр Бондарь, а Трипольская Мария возглавила программирование и конфигурацию ПО.

В первую очередь на Windows Server 2008R было установлено ПО, идущее в комплекте с NComputing L300. Тонкие клиенты прошивались последней версией, настраивались и проверялись. В отделе собирали АРМ из терминала, монитора, мышки, клавиатуры и разносили по рабочим местам. В общей сложности настройка одного тонкого клиента и инструктаж сотрудника занял не более 15-30 минут.

Установленный NComputing L300


Фактический процесс установки занял 2-3 дня, в то время как организационные трудности, такие как различная документация и обучение сотрудников, заняли большее время. Нельзя сказать, что проблем не было совсем, но все они решались в кратчайшие сроки.

Большинство вопросов было решено дополнительным инструктажем сотрудников. Но некоторые моменты потребовали и более значимых мер, таких как замена принтера на совместимую модель и внедрение подходящего мессенджера. В частности, подключённый мессенджер NetSpeekerphone не работал в терминальных сеансах. Но это легко разрешилось внедрением Jabber-сервера Openfire и мессенджера Spark.

Стоит отметить, что не всё программное обеспечение способно работать совместно с тонкими клиентами, и важно учитывать это при выборе. Однако, на сегодняшний день несовместимого ПО становится всё меньше. Тенденции использования терминальных решений набирают обороты, а вместе с ними и производители ПО не стоят на месте. Кроме того, компания NComputing постоянно модернизирует своё собственное программное обеспечение vSpace. Регулярно выпускаются его новые версии и обновления, благодаря чему проблемы с совместимостью постепенно сводятся к минимуму, а производительность и надёжность продукта неустанно растёт.

В итоге проведённых работ получилась развитая, легкоуправляемая инфраструктура, масштабируемость которой напрямую зависит от мощности сервера. На момент возникновения вопроса о модернизации КБ №101 имела 144 автоматизированных рабочих места, после внедрения терминального решения их стало 194. На сегодня в организации уже 225 рабочих мест, 75 из них функционируют на базе NComputing.

« Хочу отметить как плюс интуитивно понятный и многофункциональный интерфейс программного обеспечения, позволяющий все понять и настроить даже без чтения технической документации, а также исполнение самого оборудования –аккуратный, компактный терминал, который весьма приятно смотрится. Дополнительно отмечу высокую надёжность устройства, ведь по гарантии было заменено всего 4 модели из поставленных 75», – делится с нами руководитель ИТ-отдела клинической больницы в городе Лермонтов, Олег Меликов.

Благодаря отличной консультационной и гарантийной поддержке фирмы-поставщика все вопросы, возникающие по ходу работы, решались быстро, профессионально, без всяческой волокиты, тем более что директор компании предоставил собственные проектные наработки по терминальным решениям на базе NComputing. Это ускорило принятие решений по закупке оборудования, монтажу и конфигурированию рабочих мест.

С момента установки терминалов на рабочие места клинической больницы в Ставропольском крае прошло уже 4 года, и дальнейшее расширение проекта сдерживается лишь проблемами финансирования КБ №101 ФМБА. Уже есть интерес к этим проектам и в других сферах – санаторной и образовательной, во многом благодаря выгодному соотношению цена-качество и зарекомендовавшему себя имени оборудования.